От редакции: в течение последних трех лет в нашем журнале ежегодно представлялась информация о ходе реализации и результатах Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров 2012–2014 гг. По итогам программы были достигнуты и даже превышены все запланированные индикаторы, прошли общественно-профессиональные обсуждения, и было принято решение о ее продолжении, но в ином статусе – ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Программа). Что осталось прежним в формате Программы и какие появились новшевства, на какой срок она рассчитана, кто может быть ее участниками, как прошел первый конкурсный отбор?
На эти и многие другие вопросы нашего корреспондента отвечают заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Алимова Татьяна Михайловна и исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (организации – оператора Программы) Аржанова Ирина Вадимовна.
Татьяна Михайловна, что появилось нового в Программе по сравнению с предыдущим форматом Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров?
Во-первых, хотела бы сразу отметить, что многое из формата предыдущей программы сохранилось. Я считаю, что изначально был реализован очень правильный комплексный подход к организации повышения квалификации – актуальная теоретическая подготовка со значительным объемом практикориентированных работ, а также возможность прохождения стажировки в ведущих инжиниринговых центрах в России и за рубежом. Требования к оформлению и обеспечению открытого доступа к программам, получившим государственную поддержку, в основе своей остались прежними. Были найдены удобные нормативные форматы, позволяющие реализовать довольно сложный механизм финансирования программ повышения квалификации, учитывающий государственную субсидию и средства работодателей. Остались прежними принципы ориентации программы на реально работающих на производстве людей и на плотное взаимодействие вузов и предприятий реального сектора экономики.
Но, конечно, в новую Программу были внесены некоторые корректировки. Основное, что бросается в глаза даже по названию, – Программа теперь поддерживает повышение квалификации специалистов не только с высшим инженерным образованием, но и технических специалистов, имеющих дипломы СПО. Учитывая, что актуализация профессиональных компетенций квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена сегодня особенно востребована, было принято решение о расширении целевой аудитории Программы. Кроме того, было усилено внимание потенциальных участников к возможности и даже целесообразности привлечения к Программе обучающихся в магистратуре и аспирантуре, в которых заинтересованы предприятия и кого готовы поддержать для целевой подготовки и последующего приглашения на работу. Такая возможность была и раньше, но практически за три года она не была использована.
Хотела бы напомнить, что одним из ожидаемых эффектов Программы должно быть повышение качества инженерного образования в российских вузах, актуализация основных образовательных программ технического профиля. Поэтому очень важным новшеством Программы стала возможность включения преподавателей вузов, читающих программы повышения квалификации, в стажировках вместе со слушателями. Правда, на общих основаниях Программы – при условии 50% софинансирования со стороны предприятий. Это решение было принято с учетом многочисленных обращений не только вузов и предприятий, но и в результате экспертных обсуждений в Минпромторге России и в Минэкономразвития России.
В этом году внесены некоторые корректировки в список основных направлений Программы – появилось направление рационального природопользования и уточнилось «медицинское» направление – теперь оно сформулировано как «науки о жизни», есть небольшие корректировки по оформлению программ повышения квалификации, но они не носят принципиального характера.
Я уже говорила о возможности прохождения стажировок слушателями Программы в России и за рубежом. Однако в предыдущие годы, в силу ряда объективных причин, было принято решение об исключении для некоторых предприятий ОПК прохождения стажировок за рубежом. С этого года зарубежная стажировка стала обязательной. Хотя в новой Программе количественные индикаторы по участию слушателей в стажировках по каждой программе повышения квалификации носят рекомендательный характер, жестко они установлены только в целом по Программе.
Ну, и учитывая, что объем бюджетных средств, выделенных в 2015 году, меньше чем в предыдущие годы, предельная удельная стоимость программ повышения квалификации осталась прежней. При этом общие количественные индикаторы снизились – за ближайшие два года обучение должны пройти 8 040 специалистов, из которых не менее 1609 пройдут стажировки в России и не менее 803 – за рубежом.
Ирина Вадимовна, Национальный фонд подготовки кадров являлся оператором Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров и выиграл конкурс на сопровождение ведомственной целевой программы. Что-то изменилось в конкурсных процедурах? Как прошел конкурсный отбор?
С формальной точки зрения изменений мало. Все подготовительные работы по заявочным материалам проводились в электронном виде на сайте Программы по установленным формам. Мы уже подключились к Программе на стадии конкурсного отбора, сопровождая работу экспертной и конкурсной комиссий.
На что было важно обратить внимание в этом году – так это на дополнительную целевую аудиторию – специалистов среднего звена, которые должны будут обучаться в отдельных группах, на вопросы софинансирования со стороны предприятий, а также на соответствие заявочных материалов установленным требованиям. В этом году в конкурсном отборе принимали участие заявки от 69 образовательных организаций, которые предложили 209 программ повышения квалификации. Каждая программа прошла экспертизу двумя специалистами, это означает, что всего было выполнено 418 экспертиз.
Хотела бы отметить, что пул привлеченных экспертов, причем из реального сектора экономики, а не из образовательных организаций, обновился примерно на 40% и эксперты работали очень внимательно, давая критические замечания и очень ценные рекомендации.
В самом обобщенном виде: основные замечания экспертов касались не всегда точного понимания или четкого изложения образовательными организациями тех востребованных профессиональных компетенций, под которые и реализуется программа. В ряде случаев были высказаны замечания к оформлению учебно-методических материалов. Все это было озвучено на заседании экспертной комиссии и было принято решение специально уделить внимание этим вопросам при работе с победителями конкурсного отбора. В некоторых случаях эксперты резко негативно отзывались об устаревших подходах, используемых материалах и заявленных тематиках. Поэтому по итогам экспертизы 14 программ не были рекомендованы к поддержке, а заявки от 66 образовательных организаций, включающие 195 программ были объявлены победителями конкурсного отбора.
Как и в предыдущие годы, конкурсный отбор проводится с целью поддержки и обеспечения продвижения лучших программ повышения квалификации инженерно-технических кадров в сфере приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение; ядерная энергетика), разработанных российскими образовательными организациями высшего или дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, при участии заинтересованных профильных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Татьяна Михайловна, что Вы можете сказать о результатах конкурсного отбора 2015 года по Программе?
Во-первых, несмотря на каникулярное и отпускное время (конкурс состоялся в июле – августе т.г.), вузы приняли самое активное участие в подготовке заявок. Во-вторых, мы рады, что сохранили «костяк» Программы и многие вузы с новыми программами и с новыми заказчиками вышли на конкурс, но и около 30% участников были новыми, не участвовавшими прежде.
Как и в прошлые годы, абсолютное количество участников конкурсного отбора – из вузов, подведомственных Минобрнауки России, и мне кажется, что информирование и привлечение вузов другого подчинения – транспортных, медицинских, сельскохозяйственных – это одна из задач на первый год реализации Программы.
По направлениям тоже в основном сохранились пропорции прошлых лет: большинство заявок (60) – по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение», позволяющему представить максимально широкий спектр востребованных образовательных программ, значительно возрос интерес к направлению «транспортные и космические системы» (40), информационные и телекоммуникационные системы (33).
Думаю, что более активно могли бы сработать предприятия и вузы по направлению «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники» (27), но, с другой стороны, сегодня действует еще одна программа Минобрнауки России по подготовке кадров для сектора ОПК и, кроме того, не все предприятия этого сектора могут выполнить обязательное условие – участие в зарубежной стажировке.
Считаю, что очень хорошим показателем, подтверждающим своевременность и актуальность Программы, является участие 444 предприятий в качестве заказчиков программ повышения квалификации. В том числе среди заказчиков: ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение», ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля», ОАО «Ракетнокосмическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва», АО «Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта», ОАО «Завод им.В.А. Дегтярева», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» и многие другие.
Таким образом, по результатам конкурсного отбора в этом году наш банк программ пополнится еще 195 программами, востребованными предприятиями реального сектора экономики, и это хороший вклад системы образования в развитие инженерного образования и в повышение квалификации специалистов инженерно-технического профиля России.
И возвращаясь к новшествам Программы, хотела бы сказать, что 12 программ повышения квалификации, получающие государственную поддержку, ориентированы на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Это новые для нас программы, новый контингент слушателей – будет интересно посмотреть результаты этих программ в конце года.
Из числа всех слушателей – 205 магистров/аспирантов планируют проходить повышение квалификации по 36 программам, представленным 19 образовательными организациями. 24 преподавателя по 16 программам примут участие в российских стажировках и 46 преподавателей по 38 программам пройдут стажировки за рубежом. Также будет интересно оценить эффективность данного решения.
Отмечу, что все заседания экспертной и конкурсной комиссии уже состоялись, победители объявлены и с ними ведется подписание соглашений. Так что работа по Программе этого года уже началась. Но Программа рассчитана на 2 года и хотела бы обратить внимание потенциальных участников, что будет проведен еще один конкурсный отбор в конце 2015–2016 учебного года. Информация о конкурсе будет размещена на сайте Минобрнауки России и на сайте Программы. Мы всех приглашаем к участию.
Ирина Вадимовна, Ваша организация обеспечивает сопровождение Программы. Не могли бы Вы рассказать, что входит в Ваши функции и что интересного запланировано на этот год?
Я, наверное, начну с поддержки сайта Программы, о котором говорила Татьяна Михайловна – www.engineer-cadry.ru, потому что это не просто сайт, а полноценный ресурс, на котором размещена вся архивная информация по Программе, актуальные новости, мероприятия, события, Банк программ повышения квалификации инженерно-технических специалистов, в котором можно найти всю интересующую информацию о разработчиках, заказчиках, условиях участия, отзывах и т.д. У нас было уже много примеров обращения к данному Банку программ для реализации повышения квалификации вне рамок Программы по прямым договорам. Мне кажется, что это свидетельствует об устойчивости результатов, полученных в предыдущий период.
Основная масштабная работа по сопровождению у нас связана с взаимодействием с исполнителями, с мониторингом документов и сроков выполнения обязательств по программам, проверкой выполнения обязательств по софинансированию и т.д.
Мы регулярно проводим вебинары по актуальным темам Программы. Ежегодно совместно с профильными организациями (в прошлые годы это был ВЦИОМ) выполняем социологическое исследование по оценке Программы со стороны участников и заказчиков. Проводим широкую информационную кампанию, ежегодно организуем итоговую пресс-конференцию с участием курирующего заместителя Министра Минобрнауки России Климова А.А. То есть вся информация о ходе и результатах реализации Программы открыта и доступна.
Если говорить о дополнительных функциях этого года, то с учетом замечаний, высказанных экспертами при отборе, мы планируем провести ряд мероприятий (видимо, в дистанционном формате) по тематике, связанной с профессиональными компетенциями. Кроме того, в этом году к отчетам вузы должны будут представить скорректированные материалы УМК, и работа с отчетными материалами потребует серьезной, неформальной экспертной работы.
Но самое главное для НФПК – всегда, выступая организацией – оператором или монитором любой Программы, быть полезными для всех ее участников, владея оперативной и верифицированной информацией, помогая в решении возникающих вопросов, минимизируя риски и ориентируясь на достижение не просто показателей результативности, но тех эффектов, которые изначально закладываются в цели Программы.