Современный этап развития ДПО в мире характеризуется тремя основными процессами:
В Копенгагене в ноябре 2002 г. министрами образования европейских стран и Европейской Комиссией по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе была принята Декларация, положившая начало так называемому «Копенгагенскому процессу».
Основные цели Копенгагенского процесса направлены на развитие профессионального образования европейских стран и заключаются в
- Повышение качества профессионального образования и обучения (ПОО);
- Повышение привлекательности профессионального образования и обучения стран европейской зоны;
- Развитие мобильности студентов и выпускников системы профессионального образования и обучения европейских стран.
В Декларации были сформулированы задачи дальнейшего развития профессионального образования:
- создание единого европейского пространства в области ПОО;
- обеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения к диплому или свидетельству о профессиональном образовании, Mobilipass – свидетельства об обучении за границей, в том числе и в процессе трудовой деятельности, и европейского языкового портфолио);
- создание механизма взаимного признания компетенций и квалификаций (создание единой рамки для обеспечения прозрачности);
- создание единой системы переноса кредитных единиц (разработка механизмов переноса и признания компетенций и (или) квалификаций между разными странами и на различных уровнях путем установления критериальных уровней, разработки общих принципов сертификации и др.);
- разработка общих принципов признания неформального и спонтанного обучения (разработка общих принципов признания с учетом позиций различных категорий субъектов образования и обучения) и ряд других.
Россия официально не вступила в Брюгге-Копенгагенский процесс, хотя в аналогичный процесс, касающийся развития высшего профессионального образования (Болонский процесс), Россия включилась в 2003 году, подписав Болонскую Декларацию. Основные цели (по соответствующим уровням образования) и большинство ключевых задач (механизмов) Брюгге-Копенгагеского и Болонского процессов совпадают.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Основные цели Болонского процесса:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Основные положения Болонской декларации.
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
- Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
- Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
- Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются:
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,Италия,Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Эстония, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция
Структура управления Болонским процессом.
Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года.
Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой их стран, обычно один из соответствующего министерства и один – от академического сообщества страны.
Председательствует в Болонской группе представитель страны, которая в данный период времени председательствует в Евросоюзе. Группа утверждает график международных тематических семинаров по проблемам Болонского процесса, собирает информацию для очередного совещания министров, обсуждает доклады стран-участниц перед их вынесением на совещания и т.д. Из членов Болонской группы избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице-председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB). Формируется также секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны – места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета.
В 2009 г. Европейский Фонд Образования инициировал новое направление своей деятельности, которое получило название Туринский процесс. По своей сути Туринский процесс представляет собой целостный и документированный анализ состояния реформирования профессионального образования и обучения в целом ряде стран, не включенных в Копенгагенский процесс, куда допущены только страны-члены Европейского Союза, и являющихся традиционными партнерами ETF.
Анализ включает в себя вопросы политики в сфере профессионального образования и векторы ее развития, вызовы, трудности, успешную практику и т.д. По результатам проведенной аналитики будет определены направления сотрудничества стран-партнеров с ETF и поддержка Фонда этим странам в части развития политики в сфере профобразования, которая бы была направлена на содействие устойчивому развитию, экономической конкурентоспособности и социальному процветанию.
Следующей задачей Туринского процесса является выявление степени значимости и применимости подходов, используемых в Европейском Союзе, в странах-партнерах. Ожидается, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе (в период после 2013 года) такие аналитические исследования станут неотъемлемым инструментом самооценки и мониторинга развития професcионального образования с учетом международных тенденций развития и учась друг у друга в этом процессе.
Аналитические исследования предполагают использование единого методического подхода, определяющего объем и содержание исследования (аналитическая рамка), возможные источники информации, процесс разработки с участием всех заинтересованных сторон и ожидаемые результаты.
В сферу исследования включены определенные тематические области, в рамках каждой из которой осуществляется поиск ответов на центральный вопрос, связанный с тенденциями развития профессионального образования и позволяющий оценить их.
Эти тематические области включают в себя основные аспекты развития профессионального образования, рассматриваемые с позиции политического видения, внешней и внутренней эффективности, управления и финансирования и т.д. на основе диверсифицированных источников информации, включая международные.
Реализация Туринского процесса предполагает широкое участие различных категорий заинтересованных сторон (лиц, ответственных за политические решения, практиков и исследователей, представляющих как государственный, так и частный сектор), которые привлекаются к разработке отдельных разделов доклада, обсуждению выводов и формулировке рекомендаций. Столь представительное участие различных сторон обеспечивает надежность и достоверность результатов аналитического исследования.
На основе национальных докладов разрабатываются сравнительные отчеты, представляющие срез ситуации на региональном и межрегиональном уровне.
В Туринском процессе принимают участие страны Северной Африки, Ближнего Востока, Западных Балкан, Восточной Европы и Центральной Азии. В результате разработано 29 страновых докладов, включая и российский доклад, четыре региональных доклада и итоговый доклад.
Туринский процесс охватывает ряд этапов, каждый их которых имеет двухлетнюю продолжительность и концентрируется на какой-то одной теме, по которой каждая страна готовит соответствующие доклады, после чего собранные данные сводятся в итогом докладе. В 2010 г. это была тема «Образование и бизнес». Цель этого исследования состоит в анализе сотрудничества между сферой труда и бизнеса в странах-партнерах ETF для укрепления этого сотрудничества. Одной из конкретных задач исследования является выявление степени значимости по подходов, используемых в ЕС, для стран-партнеров.
В результате ожидается формирование конкретных рекомендаций для заинтересованных сторон, направленных на развитие и укрепление потенциала профессионального образования в странах-партнерах.
Методически Туринский процесс основан на использовании партисипативного подхода, в основе которого лежит участие, как уже указывалось выше, представителей всех заинтересованных сторон в сборе информации для национальных докладов, ее оценке, в фокус-группах и дискуссиях. Национальные доклады построены по единой структуре, включающей разделы, касающиеся текущей ситуации в ПО в стране, видения на будущее, а также эффективности системы с точки зрения соответствия системы профобразования задачам развития национальной экономики и рынков труда, оценки роли профессионального образования в обеспечении равенства возможностей получения обучения, разделения ответственности за профессиональное образование и обучение, совершенствования систем обеспечения качества, финансирования, управления, включая вклад профессионального образования в инновации, развитие партнерства и предпринимательства.
Инициаторы проекта сравнивают используемый партисипативный подход с использованием GPS при управлении автомобилем – для определения вашего местоположения необходимы сигналы от минимум трех спутников. Однако чем больше сигналов вы получаете с различных точек, тем точнее ваше продвижение к заданной цели.
Использование партисипативного подхода является важнейшим преимуществом Туринского процесса. Особенно это важно в ситуации, когда в странах-партнерах ETF еще не достаточно развито социальное партнерство.