Международная научная школа «Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО».
Вступление России в ВТО предъявляет новые жесткие требования к образованию, науке и промышленности. Эффективность этого процесса, успешное реформирование российского инженерного образования, модернизация экономики России в условиях членства в ВТО могут достигаться при условии активной совместной деятельности всех заинтересованных сторон.
ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» совместно с Международным обществом по инженерной педагогике IGIP, Национальным фондом подготовки кадров, Министерством экономики Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан с 26 по 30 ноября 2012 года проводит международную научную школу «Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО».
Цели международной научной школы
- содействие предприятиям нефтегазохимического комплекса в подготовке и повышении квалификации кадров, адаптированных к новым экономическим условиям;
- выработка профессиональных рекомендаций по реформированию высшего, прежде всего, инженерного, образования в соответствии с новыми задачами, обусловленными вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО);
- обеспечение международного признания результатов интеллектуальной деятельности вузов, профильных научно-исследовательских институтов и научно-производственных организаций;
- международная интеграция российского образования и науки в глобальный рынок.
Среди предполагаемых организаторов и участников научной школы – Международный инженерный альянс, Координационный комитет инженеров стран АТЭС, Американо-Российский Фонд по экономическому и правовому развитию USRF, Американское общество по инженерному образованию ASEE, Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Международная академия наук высшей школы, Ассоциация инженерного образования России, Российский союз ректоров, Ассоциация ведущих университетов России, Ассоциация технических университетов, Союз ДПО, ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли», Центры инженерной педагогики России, Украины, Казахстана и Эстонии, крупнейшие объединения нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан: ОАО «Татнефть», «Татнефтехиминвест-холдинг», «ТАНЕКО», «Нижнекамскшина», «Нижнекамскнефтехим» и др., а также ведущие российские и зарубежные вузы.
В 2011 г. при участии Минобрнауки России и НФПК успешно прошла Научная школа с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития». Непременными участниками этих мероприятий являются руководители и научно-педагогические работники ведущих вузов России.
КНИТУ также выиграл право на проведение ежегодного конгресса Международного общества по инженерной педагогике IGIP в 2013 г. Свое участие в нем уже подтвердил целый ряд международных обществ и университетов.
Честные дискуссии, острые вопросы, профессиональное консультирование, инновационные методики и технологии обучения были представлены на Международной научной школе КНИТУ в ноябре 2012 г.
Международное общество по инженерной педагогике – International Society for Engineering Education – является одной из авторитетных международных организаций в сфере высшего технического образования. Основанное в 1972 году в г. Клагенфурт (Австрия) оно объединяет научно-педагогическую общественность инженерных вузов многих стран мира. Инициатором создания IGIP и его бессменным Президентом в 1972 – 2002 гг. являлся профессор Клагенфуртского университета Адольф Мелецинек. Все это время штаб квартира IGIP находилась в Австрии при университете г. Клагенфурта. Профессор А. Мелецинек как общепризнанный лидер является в настоящее время Почетным президентом IGIP.
42 Международный симпозиум IGIP по инженерному образованию
В состав Правления IGIP (избран в 2010 году) входят
- М.Ауэр – президент (Австрия),
- В.Приходько – вице-президент по вопросам членства и регионального развития (Россия),
- М. Чампи – вице-президент по международным отношениям (Бразилия),
- П.Андреш – вице-президент по вопросам образования (Чехия),
- А.Мелецинек – почетный пожизненный президент (Австрия),
- Р.Хрмо (Словакия),
- Т.Полякова (Россия),
- М.Рестиво (Португалия),
- Т.Рюютманн (Эстония),
- А.Цафошниг (Австрия).
При правлении создан совещательный орган – Совет научных консультантов, который, благодаря участию авторитетных ученых, содействует поддержанию научной деятельности общества на современном международном уровне. А именно, им вырабатывается стратегия проведения симпозиумов, региональных встреч, летних школ и специальных проектов, а также присвоения почетных званий за заслуги в инженерной педагогике. В настоящее время председателем этого органа является Эрхард Бусек, который долгое время занимал высокие должности в правительстве Австрии. Членами совета являются: Роман Хрмо (Словакия), Виктор Шутц (США), Альберт Хауг (Германия).
Международный мониторинговый комитет IGIP.
Для практического осуществления поставленных задач Правление IGIP утверждает международный комитет экспертов – Международный мониторинговый комитет (MМК IGIP), а также группы экспертов в отдельных странах – Национальные мониторинговые комитеты (НМК IGIP).
Международный мониторинговый комитет IGIP состоит из ведущих экспертов соответствующих национальных образовательных систем и отражает взвешенное представительство различных стран мира. Члены MМК и его председатель выдвигаются Правлением IGIP. В настоящее время в состав ММК входят:
- Д-р Дана Добровска (Чехия) – президент,
- Д-р Клаудио да Роха Брито (Бразилия),
- Д-р Адольф Мелецинек (Австрия),
- Д-р Галимкар Мутанов (Казахстан),
- Д-р Йос Стакенборг (Нидерланды),
- Д-р Василий Жураковский (Россия).
К компетенции Международного мониторингового комитета IGIP относится:
- Ответственность за соблюдение и актуализацию международного уровня квалификационного профиля «Международный преподаватель инженерного вуза» (ING-PAED IGIP), как в целом за качество базовых стандартов, так и за каждый конкретный случай индивидуальной регистрации и присуждения звания.
- Ведение Регистра IGIP и регулярная отчетность перед Правлением IGIP о существующем на данный момент его состоянии.
- Принятие решений по каждой конкретной заявке на внесение в Регистр и присуждение звания ING-PAED IGIP.
- Принятие решений по заявкам национальных мониторинговых комитетов о признании соответствия требованиям и критериям IGIP учреждений, которые обеспечивают квалификацию INC-PAED IGIP. Составление списка и наблюдение за каждым таким учреждением и реализуемыми им образовательными курсами (IGIP-INDEX).
- Консультирование национальных мониторинговых комитетов, их поддержка путем обеспечения необходимыми информационными материалами.
Национальные мониторинговые комитеты IGIP состоят из ведущих представителей системы инженерного образования соответствующих стран. Президент НМК и национальные контактные группы определяются Правлением IGIP после консультации с MМК IGIP. Члены национальных мониторинговых комитетов выдвигаются Президентом НМК и затем утверждаются Международным мониторинговым комитетом и Правлением IGIP.
В настоящее время по официальным данным (www.igip.org) национальные мониторинговые комитеты IGIP сформированы в двадцати странах: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Германия, Индия, Иордания, Казахстан, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Чехия, Швейцария, Эстония.
Задачи национальных мониторинговых комитетов IGIP
- Формирование национальной политики и путей ее реализации в области инженерно-педагогического образования преподавателей технических вузов.
- Работа с техническими вузами и учреждениями повышения квалификации, деятельность которых отвечает утвержденным требованиям и критериям ING-PAED IGIP. Ходатайство об аккредитации этих учреждений перед Правлением IGIP. Аккредитация осуществляется лишь в том случае, если организация подготовки преподавателей в конкретном учреждении полностью соответствует разработанным IGIP инженерно-педагогической модели, программе и учебному плану, а также, если это учреждение располагает высококвалифицированными кадрами в области инженерной педагогики.
- Базовая деятельность в соответствующей стране: информирование общественности об IGIP, Регистре ING-PAED IGIP, звании «Международный преподаватель инженерного вуза», обеспечение информационными, методическими и другими материалами.
- Прием и первичное рассмотрение индивидуальных заявок на включение претендентов в Регистр ING-PAED IGIP. Дальнейшее направление заявок в MМК IGIP. Ведение национального реестра преподавателей, получивших звание “Международный преподаватель инженерного вуза”.
- Координация заявок на получение званий Международного преподавателя инженерного вуза (ING-PAED IGIP) и Европейского инженера (EUR-ING).
Из истории Российского мониторингового комитета IGIP.
Российский мониторинговый комитет IGIP (РМК) был образован в 1995 году. Его бессменным президентом является чл.-корр. РАН В.М.Приходько. Главная задача RMC IGIP – участие в формировании национальной политики в области инженерно-педагогического образования преподавателей технических вузов и проведение практических шагов по координации практической работы в этой области с международными требованиями. Свою деятельность RMC IGIP ведет на основании идей, заложенных в основу Международного общества по инженерной педагогике IGIP.
Начиная с 1997 года, по инициативе Российского мониторингового комитета IGIP в ряде технических вузов страны были созданы принципиально новые центры подготовки и повышения квалификации преподавателей – центры инженерной педагогики (ЦИП), решающие задачу научно спланированной и методически обоснованной для каждой категории слушателей (аспирантов, начинающих преподавателей и преподавателей со стажем) психолого-педагогической и профессиональной подготовки.
Координируемая RMC IGIP деятельность центров инженерной педагогики внесла свежую струю в возрождение утраченных в начале 90–х годов XX века традиций организационной работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации преподавателей технических вузов, причем на качественно иной основе, обеспечивающей:
- эффективное развитие уровня педагогических знаний и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава инженерных вузов;
- сохранение лучших черт и традиций отечественной школы, повышения квалификации преподавателей вузов;
- соответствие содержания подготовки и требований к преподавателям инженерных вузов России общепризнанным в мировом сообществе критериям и нормам.
К настоящему времени 14 центров инженерной педагогики, расположенные в разных частях России, получили официальную аккредитацию в Международном обществе по инженерной педагогике (IGIP). Всего в Европе расположены 35 таких центров и еще один находится в Бразилии. Устав IGIP предусматривает повторную аккредитацию центров инженерной педагогики один раз в пять лет.
В период с 1996 по 2010 год по представлению Российского мониторингового комитета 321 преподаватель инженерных вузов России включены в Регистр «ING-PAED IGIP» и получили дипломы Международного общества по инженерной педагогике о присвоении им звания «Международный преподаватель инженерного вуза ING-PAED IGIP».
Состав Российского мониторингового комитета IGIP:
- Президент RMC IGIP – Член-корр. РАН, профессор, д.т.н. Приходько Вячеслав Михайлович, ректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
- Вице-президент RMC IGIP – Профессор, д.т.н. Петрова Лариса Георгиевна, зав. кафедрой металловедения и термообработки МАДИ.
- Генеральный секретарь RMC IGIP – доцент, к.ф.-м.н. Соловьев Александр Николаевич,
- декан факультета довузовской подготовки МАДИ.
- Ученый секретарь RMC IGIP – доцент, к.и.н. Макаренко Екатерина Игоревна,
- доцент МАДИ.
Международное общество по инженерной педагогике приглашает к сотрудничеству.
В течение недели (с 23 по 28 сентября 2013 года) Казанский национальный исследовательский технологический университет провел на своей базе сразу три крупных международных научных форума – 42 Международный симпозиум (конференцию) IGIP по инженерному образованию «Глобальные вызовы в инженерном образовании», 16 Международную конференцию по интерактивному обучению в сотрудничестве ICL и Международную научную школу «Инженерное образование для новой индустриализации».
Задачами форума стали обсуждение тенденций развития образования и научных исследований в высшей технической школе, обмен практическим опытом в инженерном образовании, ознакомление с пилотными проектами, программными приложениями и инновационными разработками.
В рамках научных мероприятий на площадках ГТРК «Корстон» и КНИТУ состоялось семь пленарных заседаний и более полусотни заседаний различных секций конференций, на которых было заслушано более 220 докладов, около сорока семинаров, круглых столов, мастер-классов международной научной школы, выставка достижений татарстанского бизнеса и высшего технического образования и другие мероприятия.
Принять участие в заседаниях секций, семинарах и круглых столах съехалось более пятисот участников из разных уголков земного шара, в том числе руководители крупных международных организаций в области инженерного образования и электронного обучения, представители органов власти, промышленных предприятий, общественных организаций России и Татарстана.
По отзывам участников и гостей, средств массовой информации, мероприятия вызвали большой резонанс не только в научно-образовательной среде, но и в кругах широкой общественности России и Татарстана. И это не случайно, поскольку весь мир и нашу страну волнует сегодня тема подготовки инженерных кадров, востребованных в условиях глобальных вызовов эпохи, на основе новейших подходов к образовательному процессу.
В рамках форума прошло более 100 различных мероприятий, среди них:
- 60 мероприятий симпозиума IGIP и конференции ICL:: 4 пленарных заседания, 51 заседание секций, 2 заседания правления и 3 общих собрания Международного общества по инженерному образованию IGIP;
- 40 мероприятий международной научной школы: 3 пленарных заседания (заслушано 14 докладов), 16 обучающих семинаров (в том числе два трехдневных), 2 экспертных семинара, 12 тематических семинаров (в том числе один двухдневный), 7 круглых столов (в том числе один с участием Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова).
В ходе работы конференции и школы прозвучало более пятисот докладов и выступлений. В сборниках материалов конференции и школы опубликовано более 400 статей и докладов. В мероприятиях приняло участие более 500 ученых, специалистов, представителей общественных организаций, власти и бизнеса. На форум съехалось 156 иностранных участников из 46 стран мира, в том числе 21 человек из США, 14 представителей Австрии, 13 – Германии, 6 – Китая и др. стран.
Мероприятия организовали 4 международных организации и университета: Международное общество по инженерному образованию IGIP, Технический институт Каринтии CTI (Австрия), Национальный фонд подготовки кадров, Казанский национальный исследовательский технологический университет.
Среди соорганизаторов и участников – более десяти крупных международных организаций и ассоциаций и около 15 российских правительственных, научных и общественных организаций, в том числе Международная федерация обществ инженерного образования (IFEES), Российский мониторинговый комитет IGIP, Американское общество по инженерному образованию (ASEE), Глобальный совет деканов инженерных факультетов (GEDC), Европейское общество по инженерному образованию (SEFI), Международная ассоциация онлайн-инженерии (IOAE), Общество по образованию института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE-EdSoc), Европейская сеть дистанционного и электронного обучения (EDEN), Центры инженерной педагогики России и зарубежья.
С российской стороны – Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский союз ректоров, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация ведущих университетов России, Ассоциация технических университетов, Союз ДПО России, Международная академия наук высшей школы, Российская Академия наук, Российская Академия образования, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерство экономики РТ, Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, ряд других государственных и общественных организаций России и Татарстана.
К открытию форума издано шесть специальных изданий: два сборника трудов (сборник конференции IGIP, цитируемый в международных системах SCOPUS, Elsevier, IEEE Explore, El Compendex и др., и сборник трудов международной научной школы); научный журнал «Вестник Казанского технологического университета», рецензируемый ВАК, с лучшими статьями конференции; спецвыпуск журнала Минобрнауки России «Дополнительное образование в стране и мире», спецвыпуск Каталога материалов форума и образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями и организациями Республики Татарстан и предприятиями-партнерами КНИТУ; проблематика научных мероприятий раскрыта в публикациях журнала Минобрнауки России «Высшее образование в России».
Звание «Международный преподаватель инженерного вуза (ING-PAED IGIP)» гарантирует высокий уровень подготовки преподавателей инженерных
специальностей для потенциальных работодателей; дает возможность чтения лекций за рубежом (только обладатели звания «ING-PAED IGIP» имеют право
работы за рубежом без дополнительной нострификации дипломов, а также осуществлять подготовку российских и зарубежных специалистов с целью
получения ими дипломов международного образца); освобождает от значительной части организационных взносов за участие в научных конференциях и
симпозиумах, организуемых IGIP; подразумевает автоматическое занесение в Регистр «ING-PAED-IGIP».
Занятия проводят профессора и доценты КНИТУ, имеющие звание «Международный преподаватель инженерного вуза (ING-PAED IGIP)».
Больше узнать о программе можно, скачав файл Программа Международный преподаватель инженерного вуза.