Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающего требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Совет Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы сформирован из представителей независимых от органов государственной власти организаций, в том числе работодателей и объединений работодателей, а также физических лиц, осуществляющих научно-методическую и/или экспертную деятельность в сфере профессионального образования и обучения и/или аккредитации.
В состав Совета Системы вошли ведущие эксперты Швеции, Дании, Кипра, Нидерландов, Италии, Испании, России, Греции, Белоруссии, Польши и т.д.
Некоммерческое партнерство “Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей” – далее Союз ДПО – наделен Советом Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы правом на проведение процедур профессионально – общественной аккредитации образовательных программ, а также включен в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ (далее – аккредитующая организация) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации
Профессионально-общественная аккредитация проводится на основании:
- Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021, ст. 95, ст.96.
Процедура профессионально-общественной аккредитации основывается на «Порядке проведения профессионально-общественной аккредитации программ» и проводится в 4 этапа:
- Подача и рассмотрение заявки;
- Самооценка образовательной организации/организации, осуществляющей образовательную деятельность и камеральный анализ;
- Внешняя экспертиза;
- Принятие решения об аккредитации.
Пройдя процедуру профессионально-общественной аккредитации, вы сможете:
- Размещать информацию о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, рекламных и информационных стендах, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам.
- Использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество.
- Использовать Знак Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы.
- Предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.
Стоимость профессионально-общественной аккредитации
Образец аттестата о профессионально-общественной аккредитации
Нашими основными преимуществами являются:
- опыт работы с 2015 года;
- признанные в России и Европе эксперты высокой квалификации
С нами уже сотрудничают:
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;
- ФГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России;
- ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»;
- ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет);
- ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»;
- ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (СГУ);
- ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»;
- ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
и другие
На практике качество ДПО оценивается на основе:
- полученного потребителем (заказчиком) в результате реализации дополнительных профессиональных программ эффекта;
- рейтинга дополнительных профессиональных программ и/или организаций, их реализующих;
- одтвержденного третьей независимой стороной соответствия качества и надежности организаций, реализующих программы ДПО, требованиям международных стандартов в признаваемых рынком системах сертификации;
- признанных независимыми оценщиками (сертифицированных) профессиональных квалификаций и/или компетенций;
- независимой профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ;
- независимой общественной аккредитации организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.
Три уровня признания качества ДПО
Классифицируя виды признания качества по объекту оценки, можно выделить три уровня.
Потребителя интересует прежде всего качество приобретаемого им продукта (уровень 1). Но устойчивое качество продукта может быть обеспечено только тогда, когда процесс его создания соответствует установленным требованиям, т.е. деятельность ведется качественно (уровень 2). В свою очередь качество процесса обеспечивается наличием системы управления, ориентированной на обеспечение показателей качества как процесса, так и продукта (уровень 3).
Этим уровням соответствуют три вида сертификации: сертификация товаров, процессов и систем управления.
Аналогично в профессиональном образовании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ввел три уровня признания: сертификация профессиональных квалификаций (1), профессионально-общественная аккредитация программ (2) и общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные программы (3). При чем выбор вида признания дополнительного профессионального образования достаточно коррелирован с видом дополнительной профессиональной программы.
Например, если организация реализует программу профессиональной переподготовки с присвоением квалификации или без него, в результате освоения которой слушатель получает квалификационный документ, важно, чтобы эта программа была аккредитована в признаваемой работодателями структуре. При этом у слушателя должна быть возможность получить также подтверждение своей квалификации в корпоративном, отраслевом, национальном или международном независимом центре сертификации профессиональных квалификаций.
Если же организация по заказу предприятия осуществляет программы повышения квалификации, например развивающие программы подготовки управленческой команды для реализации некоторого проекта (проекта развития организации, реинжиниринга бизнес-процессов, разработки и внедрения системы бережливого производства или менеджмента качества, модернизации производства и т.д.), то на первый план выходит требование к надежности партнера, которое может быть подтверждено общественной аккредитацией или сертификацией системы менеджмента качества этой организации.
Все три вида признания имеют своего потребителя и могут существовать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи. Актуальность развития всех трех систем признания высока, и поэтому проекты по их концептуальной проработке и нормативному сопровождению должны запускаться безотлагательно и одновременного.
Состав задач для формирования систем признания
I. Создание системы сертификации профессиональных квалификаций предполагает:
- выбор или разработку модели системы сертификации профессиональных квалификаций по программам ДПО;
- формирование требований к нормативно-правовой базе для сертификации профессиональных квалификаций выпускников ДПП (в том числе для обеспечения международного признания документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке);
- гармонизацию программ подготовки экспертов (аудиторов) и оценочных инструментов для системы сертификации профессиональных квалификаций в ДПО;
- организационно-методическую поддержку развития системы центров сертификации профессиональных квалификаций, формируемых при освоении ДПП;
Методической основой для данной системы может быть, например, международный стандарт ISO 17024 или Европейская гармонизированная схема, используемая Европейской организацией по качеству (EOQ) для аттестации менеджеров, аудиторов, преподавателей по направлениям, регламентируемым международными стандартами ISO.
II. Профессионально-общественная аккредитация дополнительных профессиональных программ распространена в России более других видов признания, но тем не менее, еще не стала системой. Чтобы из отдельных аккредитационных агентств сформировать систему, необходимо разработать или отобрать из уже применяемых:
- модель (модели) оценки ДПП;
- стандарты системы профессионально-общественной аккредитации ДПП: требования к программам, к квалификации экспертов, специальные требования к аттестации организаций для проведения профессионально-общественной аккредитации; стандарты оценки соответствия программ установленным требованиям;
- программы подготовки экспертов для системы профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.
Основой для этой работы могут быть получившие широкое распространение в Европе стандарты гарантий качества образования ENQA, CQAF. В России наиболее распространена модель оценки качества программ, применяемая АККОРК.
III. Для формирования системы общественной аккредитации организаций, реализующих ДПП, необходимы следующие шаги:
- анализ пригодности мировой практики к оценке организаций (качества управления), реализующих ДПП, выработка рекомендаций по применению моделей оценки в системе ДПО, формирование набора лучших практик как базы для сравнительной оценки организаций;
- разработка модели системы общественной аккредитации организаций, реализующих ДПП: требований к системам управления организациями, к квалификации экспертов (аудиторов), специальных требований к аттестации организаций, уполномоченных на проведение общественной аккредитации; стандартов оценки соответствия систем управления организаций установленным требованиям.
- разработка программ подготовки экспертов (аудиторов) для системы общественной аккредитации организаций.
Основой системы могут стать международные стандарты менеджмента качества ISO 9001:2008, дополнительного и неформального образования ISO 29990:2010, модель делового совершенства EFQM, модели премий по качеству (Болдриджа, Правительства РФ и регионов России по номинации «Профессиональное образование» и других).
Структура Стандартов (Требований) в системе общественной аккредитации
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» отражает основные идеи Копенгагенской декларации 29-30 ноября 2002 года, направленной на развитие сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе.
Копенгагенская декларация подчеркивает важность прозрачности, признания и обеспечения качества квалификаций и компетенций, то есть:
- доступности и понятности информации, необходимой для определения и сравнения ценности квалификаций на отраслевом, региональном, национальном и международном уровнях;
- подтверждения того, что определенный набор квалификаций и компетенций эквивалентен требованиям органа, уполномоченного признавать квалификации и компетенции: от признания квалификаций в соответствии со стандартами какой-либо организации до признания полученных квалификаций в соответствии с национальными, европейскими или международными критериями;
- упорядочивания европейских и/или международных требований к квалификациям в конкретных отраслях, секторах и технологических направлениях и определения с ориентацией на них качества профессионального образования и обучения.
В рамках Брюгге-Копенгагенского процесса европейское образовательное сообщество поставило себе следующие задачи в области обеспечения качества:
- выработка механизмов институционального сотрудничества между органами, занимающимися обеспечением качества;
- рассмотрение путей и средств независимой и добровольной проверки/аккредитации предоставляемых услуг в области образования и обучения;
- достижение соглашения по принципам проведения сертификации и признания (включая признание неформального и спонтанного образования);
- разработка комплексной стратегии активного обмена передовым опытом, мониторинга и экспертной оценки для выявления сильных и слабых сторон на отраслевом, национальном и европейском уровнях.
Европейская гармонизированная схема
Простая и эффективная модель подготовки и сертификации персонала по системам управления на основе международных стандартов (Европейская гармонизированная схема) создана в Европе.
Обучение проходит по модульным программам, минимальные требования к структуре и содержанию которых установлены в Европейской гармонизированной схеме. Обучение ведется по направлениям, соответствующим стандартам ISO на системы управления (качество, экология, информационная безопасность, пищевая безопасность, управление рисками, социальная ответственность и т.д.).
Программы выстроены по квалификационным уровням (профессионал качества – менеджер качества – аудитор качества – консультант – лидер в области TQM – асессор системы TQM). Каждый уровень завершается квалификационным экзаменом. Система накопительная. Поступить на курс аудита нельзя, не закончив курс менеджера. Квалификация поддерживается ежегодными калибровочными семинарами по новым направлениям и стандартам. Если в течение трех лет аудитор не имел практики и не повышал свою квалификацию, он должен заново сдавать квалификационный экзамен.
Держатель системы – Европейская организация по качеству – аккредитует на территориях своих представителей. Учебные центры работают по аккредитованным гармонизированным программам. Центры по сертификации профессиональных квалификаций принимают экзамены у специалистов по единой схеме и единым экзаменационным материалам (не зависимо от того, в какой это стране). Органы по сертификации систем управления также опираются на единые правила, один раз в год у них проводятся инспекционные аудиты. Все виды деятельности ведутся независимо. Аудиторы подписывают обязательства в течение трех лет не работать с организацией на аудитах, если они там проводили обучение или участвовали в консалтинге. Европейская организация по качеству ведет 3 реестра: Реестр специалистов, Реестр программ, реестр аккредитованных организаций (по видам деятельности). Все реестры открыты для просмотра из любой точки мира.
Европейский стандарт по качеству непрерывного профессионального образования и обучения CQAF -адаптация к российским условиям.
В конце 2012 года при поддержке фонда Леонардо да Винчи Европейская ассоциация провайдеров ДПО ESEDA, созданная при активном участии Союза ДПО, начала работы по адаптации к российским условиям нового европейского стандарта по качеству непрерывного профессионального образования и обучения CQAF.
Этот стандарт впервые был применен в Голландии, затем его апробировали и начали применять в Швеции, Испании, Греции, на Кипре. CQAF – это система, внедрение которой не требует много денег, это самооценка и посещение друг друга на добровольных началах. Для самооценки в модели рекомендуется выбирать такие критерии, которые будут работать во всех странах. Ассоциация ESADA интегрировала стандарты ISO, в частности ISO 9001:2008 и ISO 29990:2010 и CQAF.
Модель CQAF концентрируется на конечном результате, в центре ее – обучающийся. При этом необходимо решить, как достичь конечного результата, как получить на выходе, то, что желаем. Она не альтернатива стандартам ISO или модели делового совершенства EFQM, это не новая модель и не замена системы отчетов государству. Модель ориентирована на процесс и на качество результата одновременно.
В основе модели – качество работы провайдера образовательных услуг. В первую очередь это самооценка. Организация должна доказать эффективность своей модели обеспечения гарантий качества и соответствие окончательного результата. Поэтому главный вопрос в том, имеет ли организация эффективную политику, нацеленную на результат, а результат в свою очередь должен быть связан с целями организации. Политика организации должна быть понятна всем, и все должны вносить в нее свой вклад. Эта модель может также рассматриваться как инструмент для получения, например, сертификата ISO.
Европейский стандарт по качеству непрерывного профессионального образования CQAF включает в себя:
- модель планирования, осуществления, оценки и анализа системы управления образовательной организацией на соответствующих уровнях процесса непрерывного образования в государствах-участниках;
- методику оценки и анализа системы: акцент был дан на порядок осуществления самооценки в сочетании с внешней оценкой;
- систему мониторинга, которая определяется соответствующим образом на национальном или региональном уровне, и, возможно, в сочетании с добровольным экспертным наблюдением на европейском уровне;
- измерительные инструменты: набор эталонных показателей для проведения мониторинга и оценки своих собственных систем на национальном или региональном уровнях государствами-участниками.
Для обеспечения качества непрерывного профессионального образования в системе CQAF выделяют три основные раздела (оси), которые способствуют достижению желаемого результата процесса обучения:
- первый раздел касается основных тем, связанных с содержанием и используемой методологией обучения;
- второй раздел включает жизненно важные организационные темы, которые необходимы для осуществления обучения и профессиональной подготовки;
- третий раздел охватывает важные темы, связанные с вопросами, касающимися обучающихся.
Система гарантий качества CQAF придает особое значение роли работодателей, так как использование приобретенных обучающимися знаний и навыков осуществляется в их организациях. Одним из способов гарантирования качества является вовлечение работодателей в принятие решений относительно содержания программы обучения. Участие работодателей шире, чем формальное подтверждение содержания учебного плана. Образовательная организация может описать процесс проектирования ДПП, и организации-работодатели, которые принимали в нем участие, признают этот процесс и его результат.
Модель помогает доказать организации то, что ее программы направлены на подготовку обучающихся в соответствии с современным уровнем знаний и навыков по определенной профессии на рынке труда. Соответствие уровню также означает, что организация осведомлена о цели и содержании подобных программ, предлагаемых ее конкурентами, и может продемонстрировать, какова ценность ее программы по сравнению с предложениями конкурентов.
Кроме приведенных примеров в мировой практике существует несколько известных моделей самооценки и обеспечения качества, наиболее популярные среди них EFQM, ENQA.
Телефон для консультаций:
Аниськин Максим Валерьевич