ПРОЕКТ
Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года
I. Общие положения
Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение возможностей по реализации права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни.
Нормативную правовую основу Концепции составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;
- иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.
При разработке Концепции учтены основные положения следующих международных документов:
- Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014 г.) ;
- Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного роста. Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров (Доклад Международной организации труда, ООН, 2011 г.) ;
Обучение в течение всей жизни для взрослых. (Доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, 2013 г.) ; - Декларация Всемирного образовательного форума ЮНЕСКО (World Education Forum 2015), 19-25.05.2015, Инчхон (Республика Корея).
Концепция предназначена для участников отношений в сфере непрерывного образования взрослых, в том числе:
- взрослого населения Российской Федерации;
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;
работодателей и их объединений; - социально ориентированных некоммерческих организаций;
- федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Непрерывное образование взрослых обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни.
Непрерывное образование взрослых осуществляется через:
- освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
- обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
- индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «информальное/спонтанное образование»).
В целях мониторинга реализации Концепции используется статистический инструментарий для организации федеральных статистических наблюдений в том числе:
- за участием населения в непрерывном образовании;
- за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
- обследования рабочей силы.
II. Роль непрерывного образования взрослых в современном обществе
Непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.
Профессиональная функция обеспечивает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности.
Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательская и другие виды грамотности).
Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.
Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и квалификацией (в первую очередь, в части ее практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан.
В этом контексте усиливается роль образовательных механизмов института «корпоративного обучения», расширения практики обучения на рабочем месте, мероприятий по обмену опытом, профессиональных конференций и семинаров, и в целом реализация комплексных программ развития персонала. Все большую значимость приобретает возможности признания результатов образования и квалификаций, полученных неформальным путем.
Развитие «неформального образования» должно стать значимым приоритетом при формировании системы непрерывного образования взрослых, обеспечивая, с одной стороны, непрерывность профессионального развития взрослого населения, а с другой – интегрируя и развивая ресурсы, находящиеся вне «формального» образовательного пространства.
Изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании методов активного, контекстного обучения и дистанционного обучения.
Эффективная подготовка по наиболее востребованным и перспективным профессиям требует пересмотра как содержания обучения, так и комплекса образовательных технологий, используемых системой непрерывного образования взрослых.
Ответом на возрастающую потребность в обновлении знаний, умений (компетенций) и квалификаций и их возрастающие объемы становится активное внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные технологии, технологические платформы для открытого образования и электронного обучения.
Смена производственных технологий, компьютерных сред, стандартов проектирования и управления и т.д. требует от сотрудников, в дополнение к профессиональным компетенциям новых, универсальных знаний и «сквозных» компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности.
Признание важности «сквозных» или «ключевых» компетенций привело к переосмыслению понятий и набора требований, предъявляемых к индивиду как к эффективному работнику и члену общества.
Кроме того, как показывает международная практика, в условиях экономической нестабильности приобретение работниками дополнительных квалификаций увеличивает возможности их последующего трудоустройства и снижает угрозу массовой безработицы.
Результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования показали, что искали и нашли необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение. Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам формирования информационной поддержки формирования образовательных траекторий.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья – особая целевая группа, нуждающаяся в услугах непрерывного образования, в доступе к разнообразным образовательным ресурсам, учитывающим их особые потребности. Для этого требуются нестандартные технические решения, адаптированные методики обучения, специально подготовленные преподаватели и тьюторы.
III. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции – развитие условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации.
Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса основных задач.
- Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения.
- Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения.
- Развитие инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.
IV. Основные принципы
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
- индивидуализации образовательных маршрутов, реализуемый через совокупность инструментов, обеспечивающих индивидуальный характер и разнообразие путей и способов получения образования взрослым населением;
- отсутствия тупиковых маршрутов при получении образования на протяжении всей жизни, реализуемый через развитие механизмов признания ранее полученного образования (полученного, в том числе неформальным путем) при продолжении образования взрослым населением;
- доступности непрерывного образования для различных категорий взрослого населения, реализуемый через развитие дистанционного обучения, диверсификацию провайдеров, оказывающих услуги в сфере непрерывного образования, развитие образовательных технологий, учитывающих особенности обучения взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями, развитие финансовых механизмов реализации образовательных потребностей взрослого населения;
- согласованности государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых с основными направлениями развития сфер экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры и других сфер.
V. Основные направления реализации Концепции
Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного образования взрослых.
Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
- развитие инфраструктуры и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем;
- развитие механизмов и практики формального признания результатов обучения, полученных, в том числе, неформальным путем (в том числе, учета в основных профессиональных образовательных программах результатов освоения открытых он-лайн курсов, дополнительных профессиональных образовательных программ);
- развитие системы корпоративного обучения, в том числе в направлении развития дистанционного обучения, развития института наставничества, сетевого взаимодействия корпоративных университетов и образовательных организаций при реализации краткосрочных программ корпоративного обучения, синхронизации образовательных и карьерных траекторий для обеспечения актуальности и востребованности профессионально значимых умений, компетенций и квалификаций работников;
- реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие перспективных квалификаций, в том числе для реализации национальной технологической инициативы и национальной предпринимательской инициативы;
- развитие сетевой кооперации образовательных организаций, предприятий, научных и производственных центров, центров коллективного пользования оборудованием для реализации распределенных модульных схем формирования умений, компетенций, квалификаций;
- развитие отраслевых механизмов непрерывного профессионального развития персонала;
- развитие практики повышения квалификации взрослых в рамках деятельности профессиональных сообществ (в том числе в формате чемпионатов профессионального мастерства по методике WorldSkills);
- совершенствование финансовых механизмов получения образовательных услуг, связанных с подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.
Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
- развитие механизмов повышения функциональной грамотности взрослого населения (финансовой, бюджетной, информационной, правовой, экологической грамотности и других видов);
- реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие ключевых компетенций взрослых, обеспечивающих готовность населения к использованию технологий, возникающих в процессе реализации национальной технологической инициативы;
- участие в международных исследовательских проектах по оценке навыков и компетенций взрослого населения.
Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
- развитие инфраструктуры и технологий профессиональной ориентации и консультирования взрослого населения по вопросам формирования образовательных траекторий и карьеры (в том числе на основе краудсорсинговых технологий);
- развитие открытых образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для получения гражданами различных форм непрерывного образования взрослых, повышения их общекультурного уровня и самореализации;
- развитие инфраструктуры и технологий для перехода от управления образовательной программой к управлению формированием образовательного результата, в том числе путем внедрения системы зачетных единиц, модульного и сетевого обучения в образовании взрослых;
- развитие кадрового потенциала сферы непрерывного образования взрослых;
- реализация целевых образовательных инициатив, направленных на расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для различных категорий взрослого населения, реализуемых образовательными организациями;
- реализация целевых образовательных инициатив, направленных на обновление и адаптацию содержания образования и образовательных технологий в соответствии с особенностями обучениями взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями.
VI. Реализация Концепции
Государственная политика в сфере непрерывного образования взрослых реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, других федеральных и региональных государственных программ.
Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении организации, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке (модернизации) отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития и программ развития образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организаций.
Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.
Реализация Концепции предусматривается в 3 этапа:
- I-й этап – 2016 – 2018 годы,
- II-й этап – 2019 – 2021 годы,
- III-й этап – 2022 – 2025 годы.
Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.
Координация работ по реализации и методическое сопровождение Концепции осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.
VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции
В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:
- повышение удовлетворенности взрослого населения качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации;
- укрепление социальной стабильности за счет обеспечения доступности и развития инфраструктуры непрерывного образования для взрослых;
- дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
- повышение конкурентоспособности взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций с учетом требований рынка труда, формирования функциональной грамотности и развития личностных качеств.
- Реализация Концепции обеспечит участие в различных формах непрерывного образования не менее 50 процентов взрослого населения.
Материалы для скачивания
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект 28.09.2015)
- Приложение 1 Справка о состоянии сферы непрерывного образования взрослых в РФ
- Приложение 2 Глоссарий
- План мероприятий на 2016-2018 годы по реализации Концепции НОВ РФ проект 29_09_2015
Глоссарий
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, принят ли данный проект? Является ли он официально действующим? Если да, то когда он был принят. Если нет, то какие законодательные акты в настоящее время регулируют необходимость непрерывного образования в РФ.
Ответ
Сначала о концепции
Ее разработка стояла в плане Минобрнауки России до конца 2015 года. Концепция была разработана, прошла общественное обсуждение и в онлайн режиме, и на ряде крупных конференций, форумов, конгрессов. В начале 2016 года концепция была направлена в Правительство РФ для утверждения. В ответ Правительство предложило МОН либо согласовать этот проект с другими ФОИВами, в т.ч. с отраслями, либо утвердить решением Минобрнауки. Поскольку это совпало со сменой Министра образования РФ, вопрос остался нерешенным.
Союз ДПО, понимая важность развития образования в этом направлении, своим внутренним решением одобрил концепцию и через публикацию на сайте довел ее до общественности. В начале 2019 года с намерением утвердить концепцию непрерывного образования рядом общественных экспертных организаций (Экспертный совет по ДПО и корпоративному обучению при ГД РФ, Европейская ассоциация – Институт непрерывного образования и обучения взрослых ESEDA, Союз ДПО) мы стали собирать предложения для актуализации концепции. Но пока рабочая группа по переработке концепции не начала ее редактирование, так как руководство Департамента мониторинга, анализа и прогноза проявило интерес к разработке стратегии развития непрерывного образования, и сейчас идет обсуждение того, в каком виде лучше это сделать.
О законодательном регулировании непрерывного образования
На сегодняшний день существуют методические разработки в области непрерывного образования (Государственной академией промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова по заказу Минобрнауки России разработан ряд методических документов: модели, механизмы, методические рекомендации), но нормативных документов, непосредственно регламентирующих непрерывное образование, в России нет. Мы используем сейчас для признания неформального образования внутренние локальные нормативные акты, которые разрабатываем, опираясь на международную нормативную базу, в частности, на Меморандум ЮНЕСКО о признании образования, полученного вне образовательных организаций, на международный стандарт ISO 29990, а также на документы Еврокомиссии по образованию. Полагаем, что активное включение всех в цифровизацию активирует процессы лигитимизации непрерывного образования на уровне нашей страны.
Мы были бы рады видеть Вас в рядах заинтересованных сподвижников непрерывного образования, включающего как формальное, так и неформальное, поскольку вопросы нормативного обеспечения признания неформального образования (к сожалению, ФЗ “О независимой оценке квалификации” обходит этот вопрос), управления программами непрерывного образования становятся все более актуальными.
С уважением,
Н. Аниськина,
президент Европейской ассоциации – Институт непрерывного образования и обучения взрослых ESEDA, президент Союза ДПО, ректор Академии Пастухова