В семейном клубе «Маус Хаус» (г. Москва) впервые в России начали применять дошкольную методику обучения детей Problem-Based Learning (PBL).

История Problem-Based Learning (PBL) или проблемно-ориентированного обучения берет свое начало еще в прошлом веке, когда педагоги канадского медицинского института начали «нестандартно» давать материал студентам, предоставив им свободу в изучении и поиске информации для решения поставленной задачи и выполнения проекта. Постепенно методика распространяется на другие специальности и показывает себя как успешная методика по вовлечению студентов в образовательный процесс и получению не только теоретических знаний, но и важных практических навыков, среди которых умение работать в команде, общаться, договариваться, быть лидером, креативно мыслить и критически подходить к решению вопросов.

Такой подход в обучении студентов требовал специальной подготовки педагогов, которые, имея ранее статус единственного источника знаний и используя директивное обучение, должны были стать помощниками и посредниками в поиске и получении знаний студентами.

Умение педагогов проводить проблемно-ориентированные занятия со студентами накладывается на готовность студентов воспринимать активности, предлагаемые педагогами. В большей степени это связано со степенью владения студентами так называемыми мягкими навыками, среди которых известные 4к: коммуникация, командная работа, критическое мышление и креативность. Проблемное обучение предполагает развитие этих навыков, однако результативность обучения вырастает в несколько раз, если студент уже подготовлен к восприятию информации, поданной особым способом: через проект, проблему, работу в команде и практику. А что если студентами эти навыки освоены в средней школе? В какой прогрессии вырастет успех обучения детей, если ряд навыков по мере возрастных возможностей детей освоен ими еще в дошкольном периоде?

По сути, дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для интеграции детей в систему проблемно-ориентированного обучения. Период, когда любопытство – самый мощный и естественный стимул к познанию мира. Научить ребенка любить учиться, заниматься поиском ответов на вопросы и через практику удовлетворять свое любопытство, откладывая в голове знания не в виде фактов, а практических связей – посильные задачи уже в дошкольном возрасте, дающие отличные результаты в средней и высшей школе. Такое обучение дает ребенку базу в виде навыков, которые в будущем помогут детям стать успешными учениками и специалистами.

Разработка проблемно-ориентированного обучения для дошкольников ведется в Фолькуниверситете в Швеции, когда с 2014 года методика Problem based learning (PBL) начала применяться в ряде европейских стран, а с мая 2019 – в России, в московском семейном клубе «Маус Хаус».

28 мая 2019 года состоялась церемония сертификации клуба ректором Фолькуниверситета, на которой присутствовала президент Союза ДПО, ректор Академии Пастухова Нина Николаевна Аниськина. Академия Пастухова уже много лет сотрудничает с Фолькуниверситетом и дает возможность получить диплом шведского университета по программе «Управление проектами в сфере бизнеса».

Самый важный вопрос, который стоит перед образовательным учреждением, начинающим обучающий процесс по методике PBL – это роль педагога. Она кардинально меняется, начиная с цели и задач обучения и заканчивая инструментами и манерой преподавания. А это требует полной переподготовки преподавательского состава. В клубе «Маус Хаус» педагоги прошли тренинги и аттестацию в Фолькуниверсите в Швеции.
Тренинги включали в себя теоретическую и практическую часть, целью которых было дать четкое понимание роли и задач педагога в образовательном процессе PBL.

Роль педагога всегда ответственна и важна в любом образовательном процессе. Однако в проблемно-ориентированном обучении она не директивная, а поддерживающая и направляющая. Дети и взрослые становятся сотрудниками, проводят исследования, ищут информацию. На занятиях дети исследуют природные явления, социальные вопросы, адекватные возрасту, учатся сомневаться и находить ответы на спорные вопросы, а также придумывают, проектируют и создают различные объекты и артефакты для определенных задач. Ребята сами высказывают и оценивают различные решения, имеют возможность обдумать и обосновать свой выбор. А для этого необходимо:

  • создать доброжелательную и стимулирующую к обучению среду для детей;
  • организовать обучение так, чтобы среда располагала к индивидуальной и командной работе;
  • всегда быть включенным в процесс в роли наблюдателя и периодически в роли активного участника;
  • внимательно, активно слушать то, что говорят дети;
  • следить за процессом обучения на предмет изменений в поведении участников группы, настроении и мотивации;вовлекаться в процесс при необходимости;
  • давать свободу и тем самым учить детей быть ответственными за свое обучение;
  • задавать вопросы, чтобы стимулировать развитие критического и креативного мышления у детей;
  • просить детей оценивать, какие ресурсы есть у них для выполнения поставленной задачи;
  • просить детей приводить доводы в доказательство тех утверждений, которые они делают;
  • направлять детей, чтобы они связывали теорию и практику;
  • стимулировать обсуждение детьми сложных вопросов;
  • давать обратную связь группе о выполнении заданий, признавая, когда они были выполнены очень хорошо, или стимулируя их к такому выполнению;
  • воздерживаться от попытки дать много теории детям;
  • отслеживать работу группы на промежуточных этапах, учитывать сроки выполнения и вовлекаться в процесс обучения, чтобы сделать соответствующие корректировки;
  • способствовать самостоятельному подведению итогов детьми после завершения проекта.

Как видно, роль педагога PBL – это роль наставника и помощника, который способствует обсуждению задач, вовлечению детей в независимое изучение предмета, одобряет их идеи и аргументы, в результате чего ученики и учитель создают новое знание вместе. Все это способствует выводу навыков мышления на более высокий уровень, позволяет развиваться индивидуальным способностям каждого ребенка.

После прохождения тренингов по теории педагоги PBL приступили к практическим занятиям, включающим в себя работу по созданию проектов со структурой каждого занятия с использованием карты мыслей (mind map) как основного инструмента PBL, а также овладели практическими инструментами по обучению детей навыкам коммуникации, командной работы, развитию креативности и критического мышления и других мягких навыков.