В 2012 году была организована ESEDA Association – European Institute for adult & vocational educational and training (Ассоциация ESEDA – Европейский институт профессионального образования и обучения взрослых).
Предпосылками создания ESЕDA стал целый ряд факторов, основными среди которых являются проблемы, связанные с демографией и мобильностью, а также недостаточным развитием системы признания профессиональных квалификаций.
Факторы создания ESEDA
Отчасти кадровая проблема решается за счет молодых людей с недостаточным уровнем подготовки, но это порождает другую проблему – низкий уровень квалификации.
Помимо этого, интенсивно меняются квалификационные требования для рабочих профессий, а также существует значительное их расхождение в различных регионах.
В число первостепенных задач Лиссабонской Стратегии 2010 входило повышение географической мобильности в ЕС. Однако в настоящее время только 1,5% населения 15 стран ЕС заняты в другой стране. Несмотря на то, что уровень безработицы в этих странах различается, трансграничное перемещение является незначительным. Всего 0,2% – 0,3% от общего числа работников пятнадцати стран ЕС работают за рубежом. Правовые, административные, языковые барьеры, экономические, социальные и культурные различия являются причинами низкой географической мобильности рабочей силы в ЕС.
Еще одной причиной несовершенной трансграничной мобильности специалистов является недостаточное взаимное признание профессиональных квалификаций и ученых степеней за рубежом, а также различие систем профессионального образования. Для того чтобы ликвидировать это препятствие, система профессионального образования должна позволить людям приобретать новые квалификации, перемещаясь от одной среды обучения к другой. Это становится особенно важно, когда речь идет о трансляционной мобильности в сфере обмена знаниями. Другой аргумент в пользу усиления трансляционной мобильности – это потенциальная возможность повышения качества профессионального образования и обучения на основе трансграничного опыта.
Цели создания Ассоциации ESEDA
- Улучшение качества образовательных услуг провайдеров ДПО Европы.
- Создание прозрачной системы дополнительного профессионального образования, основанной на общих стандартах.
- Введение профессиональных квалификаций и степеней, признаваемых всеми провайдерами дополнительного профессионального образования Европы.
- Содействие международному обмену специалистами.
Двухэтапная программа мероприятий для достижения целей ESЕDA
Базовая платформа для сотрудничества и формирование условий для деятельности ассоциации формируется в следующих направлениях:
- Практическое применение европейской системы кредитов для профессионального образования с углублением принципов/методов на примере отдельно взятой профессии в странах-участницах.
- Построение трансграничного сотрудничества и информа-ционных платформ.
- Оценка возможности применения системы кредитов для профессионального образования во всех странах-партнерах ESЕDA.
Задачи первого этапа:
- разработка комплекта материалов для определения общего процесса взаимного признания качества ДПО между странами ESЕDA;
- обсуждение подготовленного материала на индивидуальных встречах с каждым из партнеров;
- подготовка проектов в рамках общего процесса создания системы взаимного признания квалификаций ДПО.
Процесса взаимного признания начат на первом этапе и развивается на втором.
Задачи второго этапа:
- исследование каждым партнером национальных барьеров\проблем, которые могут возникнуть при его работе в ESЕDA,
- регистрация ассоциации в Брюсселе с целью признания ее в Европейском Союзе.
Членство Союза ДПО в ESЕDA с российской стороны
Реформирование профессионального образования в России, направленное на повышение качества за счет включения в образовательный цикл рынка труда и работодателя, делает это сотрудничество очень актуальным.
Союз ДПО в рамках ESЕDA работает над созданием общей для членов Ассоциации методической базы общественно-профессиональной аккредитации и сертификации профессиональных квалификаций.
Для решения этой задачи в 2012 году запущены два проекта. Первый проект направлен на разработку признаваемых в ЕС моделей оценки качества ДПО, на основе которых могла бы проводиться общественно-профессиональная аккредитация. Второй – разработка на основе Европейской рамки профессиональных квалификаций концепции и методик формирования трансграничной системы сертификации профессиональных квалификаций.
В проектах будет использован опыт партнеров по Ассоциации ESЕDA и разработки 4-х российских образовательных организаций: Национального исследовательского Томского государственного университета, Ивановского государственного университета, Института экономики, управления и права (Казань) и Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова (Ярославль).
Протоколы
Протокол №1 собрания учредителей Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы от “14” января 2015 года
Повестка дня:
- Избрание членов Совета Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы
- Избрание Председателя Совета Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы
Скачать по ссылке: Протокол №1 собрания учредителей Системы
Протокол №1 Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы от “14” января 2015 года
Повестка дня:
- Утверждение документов, регламентирующих деятельность Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы.
- Подписание Соглашения о взаимном признании документов об общественной, профессионально-общественной аккредитации и сертификации профессиональных квалификаций.
Скачать по ссылке: Протокол №1 Совета Системы
Протокол №2 Заседания Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы от “15” января 2015 года
Повестка дня:
Наделение полномочиями Органа по сертификации профессиональных квалификаций, профессионально-общественной аккредитации программ, общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Системе поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей.
Скачать по ссылке: Протокол №2 Заседания Совета Системы
Протокол №3 Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы “20” июня 2015 года
Повестка дня:
- Утверждение документов, регламентирующих деятельность Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы.
Скачать по ссылке:
- Протокол №3 Совета Системы (на рус.) / Протокол № 3 Совета Системы (на англ.)
К протоколу №3
- Методика определения стоимости работ по общественной аккредитации
- Методика определения стоимости работ по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ
- Методика определения стоимости по оценке квалификаций
- Порядок отбора и прекращения полномочий центров (органов) оценки квалификаций в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы
- Порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, проводящих общественную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы
- Порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы
- Требования к апелляционной комиссии Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы по рассмотрению апелляций к центрам оценки квалификации
- Требования к Органам по общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы
- Требования к Органам по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы
- Требования к Центрам оценки квалификаций в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы
- Требования к членам квалификационных комиссий Центров оценки квалификаций Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы