ПРОЕКТ

Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года

I.    Общие положения

Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение возможностей по реализации права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни.
Нормативную правовую основу Концепции составляют:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;
  • иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.

При разработке Концепции учтены основные положения следующих международных документов:

  • Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014 г.) ;
  • Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного роста. Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров (Доклад Международной организации труда, ООН, 2011 г.) ;
    Обучение в течение всей жизни для взрослых. (Доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, 2013 г.) ;
  • Декларация Всемирного образовательного форума ЮНЕСКО (World Education Forum 2015), 19-25.05.2015, Инчхон (Республика Корея).

Концепция предназначена для участников отношений в сфере непрерывного образования взрослых, в том числе:

  • взрослого населения Российской Федерации;
  • организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;
    работодателей и их объединений;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непрерывное образование взрослых обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни.

Непрерывное образование взрослых осуществляется через:

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
  • обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
  • индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «информальное/спонтанное образование»).

В целях мониторинга реализации Концепции используется статистический инструментарий для организации федеральных статистических наблюдений в том числе:

  • за участием населения в непрерывном образовании;
  • за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
  • обследования рабочей силы.

II. Роль непрерывного образования взрослых в современном обществе

Непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.

Профессиональная функция обеспечивает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности.

Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательская и другие виды грамотности).

Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.

Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и квалификацией (в первую очередь, в части ее практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан.

В этом контексте усиливается роль образовательных механизмов института «корпоративного обучения», расширения практики  обучения на рабочем месте, мероприятий по обмену опытом, профессиональных конференций и семинаров, и в целом реализация комплексных программ развития персонала. Все большую значимость приобретает возможности признания результатов образования и квалификаций, полученных неформальным путем.

Развитие «неформального образования» должно стать значимым приоритетом при формировании системы непрерывного образования взрослых, обеспечивая, с одной стороны, непрерывность профессионального развития взрослого населения, а с другой – интегрируя и развивая ресурсы, находящиеся вне «формального» образовательного пространства.

Изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании методов активного, контекстного обучения и дистанционного обучения.

Эффективная подготовка по наиболее востребованным и перспективным профессиям требует пересмотра как содержания обучения, так и комплекса образовательных технологий, используемых системой непрерывного образования взрослых.

Ответом на возрастающую потребность в обновлении знаний, умений (компетенций) и квалификаций и их возрастающие объемы становится активное внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные технологии, технологические платформы для открытого образования и электронного обучения.

Смена производственных технологий, компьютерных сред, стандартов проектирования и управления и т.д. требует от сотрудников, в дополнение к профессиональным компетенциям новых, универсальных знаний и «сквозных» компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности.

Признание важности «сквозных» или «ключевых» компетенций привело к переосмыслению понятий и набора требований, предъявляемых к индивиду как к эффективному работнику и члену общества.

Кроме того, как показывает международная практика, в условиях экономической нестабильности приобретение работниками дополнительных квалификаций увеличивает возможности их последующего трудоустройства и снижает угрозу массовой безработицы.

Результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования показали, что искали и нашли необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение. Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам формирования информационной поддержки формирования образовательных траекторий.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья – особая целевая группа, нуждающаяся в услугах непрерывного образования, в доступе к разнообразным образовательным ресурсам, учитывающим их особые потребности. Для этого требуются нестандартные технические решения, адаптированные методики обучения, специально подготовленные преподаватели и тьюторы.

III. Цель и задачи Концепции

Цель Концепции – развитие условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации.

Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса основных задач.

  • Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения.
  • Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения.
  • Развитие инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.

IV. Основные принципы

Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:

  • индивидуализации образовательных маршрутов, реализуемый через совокупность инструментов, обеспечивающих индивидуальный характер и разнообразие путей и способов получения образования взрослым населением;
  • отсутствия тупиковых маршрутов при получении образования на протяжении всей жизни, реализуемый через развитие механизмов признания ранее полученного образования (полученного, в том числе неформальным путем) при продолжении  образования взрослым населением;
  • доступности непрерывного образования для различных категорий взрослого населения, реализуемый через развитие дистанционного обучения, диверсификацию провайдеров, оказывающих услуги в сфере непрерывного образования, развитие образовательных технологий, учитывающих особенности обучения взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями, развитие финансовых механизмов реализации образовательных потребностей взрослого населения;
  • согласованности государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых с основными направлениями развития сфер экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры и других сфер.

V. Основные направления реализации Концепции

Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного образования взрослых.

Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:

  • развитие инфраструктуры и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем;
  • развитие механизмов и практики формального признания результатов обучения, полученных, в том числе, неформальным путем (в том числе, учета в основных профессиональных образовательных программах результатов освоения открытых он-лайн курсов, дополнительных профессиональных образовательных программ);
  • развитие системы корпоративного обучения, в том числе в направлении развития дистанционного обучения, развития института наставничества, сетевого взаимодействия корпоративных университетов и образовательных организаций при реализации краткосрочных программ корпоративного обучения, синхронизации образовательных и карьерных траекторий для обеспечения актуальности и востребованности профессионально значимых умений, компетенций и квалификаций работников;
  • реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие перспективных квалификаций, в том числе для реализации национальной технологической инициативы и национальной предпринимательской инициативы;
  • развитие сетевой кооперации образовательных организаций, предприятий, научных и производственных центров, центров коллективного пользования оборудованием для реализации распределенных модульных схем формирования умений, компетенций, квалификаций;
  • развитие отраслевых механизмов непрерывного профессионального развития персонала;
  • развитие практики повышения квалификации взрослых в рамках деятельности профессиональных сообществ (в том числе в формате чемпионатов профессионального мастерства по методике WorldSkills);
  • совершенствование финансовых механизмов получения образовательных услуг, связанных с подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.

Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:

  • развитие механизмов повышения функциональной грамотности взрослого населения (финансовой, бюджетной, информационной, правовой, экологической грамотности и других видов);
  • реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие ключевых компетенций взрослых, обеспечивающих готовность населения к использованию технологий, возникающих в процессе реализации национальной технологической инициативы;
  • участие в международных исследовательских проектах по оценке навыков и компетенций взрослого населения.

Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:

  • развитие инфраструктуры и технологий профессиональной ориентации и консультирования взрослого населения по вопросам формирования образовательных траекторий и карьеры (в том числе на основе краудсорсинговых технологий);
  • развитие открытых образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для получения гражданами различных форм непрерывного образования взрослых, повышения их общекультурного уровня и самореализации;
  • развитие инфраструктуры и технологий для перехода от управления образовательной программой к управлению формированием образовательного результата, в том числе путем внедрения системы зачетных единиц, модульного и сетевого обучения в образовании взрослых;
  • развитие кадрового потенциала сферы непрерывного образования взрослых;
  • реализация целевых образовательных инициатив, направленных на расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для различных категорий взрослого населения, реализуемых образовательными организациями;
  • реализация целевых образовательных инициатив, направленных на обновление и адаптацию содержания образования и образовательных технологий в соответствии с особенностями обучениями взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями.

VI. Реализация Концепции

Государственная политика в сфере непрерывного образования взрослых реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, других федеральных и региональных государственных программ.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении организации, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке (модернизации) отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития и программ развития образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организаций.

Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.

Реализация Концепции предусматривается в 3 этапа:

  • I-й этап – 2016 – 2018 годы,
  • II-й этап – 2019 – 2021 годы,
  • III-й этап – 2022 – 2025 годы.

Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.
Координация работ по реализации и методическое сопровождение Концепции осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.

VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:

  • повышение удовлетворенности взрослого населения качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации;
  • укрепление социальной стабильности за счет обеспечения доступности и развития инфраструктуры непрерывного образования для взрослых;
  • дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
  • повышение конкурентоспособности взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций с учетом требований рынка труда, формирования функциональной грамотности и развития личностных качеств.
  • Реализация Концепции обеспечит участие в различных формах непрерывного образования не менее 50 процентов взрослого населения.

Глоссарий

Государственно-частное партнерство — взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства.
Дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Мониторинг системы образования – систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Непрерывное образование взрослых – образование на протяжении всей жизни взрослого человека, которое обеспечивается созданием условий для самообразования и всестороннего личностного развития, совокупностью преемственных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Рамка квалификаций — обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения. Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, минимально необходимый для осуществления деятельности в конкретной социокультурной среде.
Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Вопрос

  • Подскажите, пожалуйста, принят ли данный проект? Является ли он официально действующим? Если да, то когда он был принят. Если нет, то какие законодательные акты в настоящее время регулируют необходимость непрерывного образования в РФ.

Ответ

  • Сначала о концепции

    Ее разработка стояла в плане Минобрнауки России до конца 2015 года. Концепция была разработана, прошла общественное обсуждение и в онлайн режиме, и на ряде крупных конференций, форумов, конгрессов. В начале 2016 года концепция была направлена в Правительство РФ для утверждения. В ответ Правительство предложило МОН либо согласовать этот проект с другими ФОИВами, в т.ч. с отраслями, либо утвердить решением Минобрнауки. Поскольку это совпало со сменой Министра образования РФ, вопрос остался нерешенным.

    Союз ДПО, понимая важность развития образования в этом направлении, своим внутренним решением одобрил концепцию и через публикацию на сайте довел ее до общественности. В начале 2019 года с намерением утвердить концепцию непрерывного образования рядом общественных экспертных организаций (Экспертный совет по ДПО и корпоративному обучению при ГД РФ, Европейская ассоциация – Институт непрерывного образования и обучения взрослых ESEDA, Союз ДПО) мы стали собирать предложения для актуализации концепции. Но пока рабочая группа по переработке концепции не начала ее редактирование, так как руководство Департамента мониторинга, анализа и прогноза проявило интерес к разработке стратегии развития непрерывного образования, и сейчас идет обсуждение того, в каком виде лучше это сделать.

    О законодательном регулировании непрерывного образования

    На сегодняшний день существуют методические разработки в области непрерывного образования (Государственной академией промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова по заказу Минобрнауки России разработан ряд методических документов: модели, механизмы, методические рекомендации), но нормативных документов, непосредственно регламентирующих непрерывное образование, в России нет. Мы используем сейчас для признания неформального образования внутренние локальные нормативные акты, которые разрабатываем, опираясь на международную нормативную базу, в частности, на Меморандум ЮНЕСКО о признании образования, полученного вне образовательных организаций, на международный стандарт ISO 29990, а также на документы Еврокомиссии по образованию. Полагаем, что активное включение всех в цифровизацию активирует процессы лигитимизации непрерывного образования на уровне нашей страны.

    Мы были бы рады видеть Вас в рядах заинтересованных сподвижников непрерывного образования, включающего как формальное, так и неформальное, поскольку вопросы нормативного обеспечения признания неформального образования (к сожалению, ФЗ “О независимой оценке квалификации” обходит этот вопрос), управления программами непрерывного образования становятся все более актуальными.

    С уважением,
    Н. Аниськина,
    президент Европейской ассоциации – Институт непрерывного образования и обучения взрослых ESEDA, президент Союза ДПО, ректор Академии Пастухова